Резина с плавающим шипом – миф или реальность?
Многие автовладельцы в разные времена мечтали обладать зимними покрышками с универсальными способностями: во время поездки по ледяной дороге шипы появляются, а вот при передвижении по асфальту шиповка прячется вглубь протектора. Данные функции были бы невероятно полезны и обеспечивали массу преимуществ:
- всегда высокое сцепление с ледяными поверхностями;
- отменный акустический комфорт;
- дополнительная устойчивость машины;
- более продолжительный срок использования колес;
- экономия топлива.
Шинники из разных компании многократно пытались создать такое «чудо», однако пока безуспешно. Не так давно, в качестве эксперимента была выпущена тестовая партия фрикционных покрышек от Continental. Немецкие шины обладали шипами, выполненными из стальных стержней, где в качестве окантовки выступали особые полимеры с очень мягким прорезиненным основанием. Нестандартный ход инженеров компании позволил добиться активного вдавливания металлического шипа при передвижении по чистому асфальту, а вот при выезде на лед, стальной стержень выходил из протектора колес.
К несчастью, в процессе тестирования работа немецких ученых была раскритикована. Оказалось, что такие шины не подходят для универсального использования на всех типах дорожного покрытия. Так же специалисты не смогли выбрать оптимальную рецептуру и состав компаунда, который бы был достаточно мягок и безопасен. Во время движения колеса с плавающим шипом крайне быстро засорялись мелкой грязью и песком, что становилось причиной заклинивания шипа при попытке выдвинуться наружу.
Разрекламированная идея с инновационными зимними покрышками, обладающими плавающим шипом зацепила многих шинных производителей. Под видом «плавающих» шипов продавались разные модели зимних колес, однако они имели мало общего с изначальной задумкой конструкторов. Тот же Continental на протяжении нескольких лет рассказывал о продолжающихся разработках стальных шипов в пластмассовой оболочке.
Выпущенная в 2009 году версия колес Nokian Hakkapeliitta 7 в своем пресс-релизе указали наработки, основанные на мягкой силиконовой подложке, что позволяет контролировать высоту выступания шипов над протектором колес. Помимо финской компании Nokian подобные продукты пытались создать специалисты из Michelin и Hankook.
На сегодняшний день нет информации ни об одном независимом тестировании подобных шин, которые могли быть оценены положительно. Разработки от инженеров Nokian и Continental помогают шипам отличаться лучшей «плавучестью», только при условиях правильно выполненной заводской ошиповки. Однако, при этом, данные функции никак не сказываются на возможности самостоятельно адаптироваться шипам под различные дорожные условия.