Строение автомобильного диска
Автомобильное колесо совместно с шиной представляют собой движитель любого колёсного транспортного средства и является неотъемлемой частью автомобиля, без которой он не сможет двигаться. Но это более техническая интерпретация этого понятия. Проще говоря автомобильные диски можно сравнить с обувью для человека со всеми её характеристиками, такими как комфортность движения, эстетический вид, и влияние на здоровье (в нашем случае на здоровье автомобиля). Этим нужно подчеркнуть всю важность выбора правильной «обуви» для автомобиля, и для этого нужно иметь представление о строении диска, и какие именно особенности конструкции влияют на эксплуатационные характеристики.
Сразу нужно отметить то, что диском называется соединительная часть между ступицей и ободом, поэтому правильнее при описании автомобильных дисков нужно пользоваться термином «колесо», который в себе объединяет две главные составляющие – обод и диск.
Ободом называется внешняя часть колеса, представляющая собой цилиндр со сложной формой профиля на который монтируются шины. Раньше обод колеса был разъёмный, но с развитием технологий производства автомобильных шин, благодаря которым борт шины стал более эластичным и высоким, обода современных колес стали неразъёмного типа, что повлияло на снижение его веса и повысило его практичность. По своей конструкции обод состоит из ручья, полочек и закраин.
Закраина обода (обозначение №1) представляют собой очень прочный элемент конструкции, который фиксирует автомобильную шину, не давая ей смещаться, и не деформируется при ударах.
Следующим элементом обода являются полки (обозначение №2)на которые упирается покрышка. Чаще всего они расположены под углом 5 градусов, для улучшения плотности посадки шины и имеют специальные выступы (хампы) имеющие округлую или заострённую форму профиля.
Хампы выполняют роль фиксаторов бортов шины, не давая им соскакивать в ручей при прохождении поворотов или низком внутреннем давлении. Обода оборудованные двумя хампами более безопасны, но затрудняют процесс шиномонтажа, и для этого производителями было предусмотрено изготавливать колёса имеющие хампы разных размеров.
Ручей обода (обозначение №3) создан для облегчения процесса шиномонтажа, и в большинстве случаев производители колес делают его специально более глубоким, так как его глубина увеличивает поперечную жесткость всего обода. С технологической точки зрения легче в изготовлении обод с симметричной формой ручья, но компании по производству автомобильных дисков смещают его форму относительно продольной плоскости колеса, объясняя это упрощением установки тормозных механизмов и других устройств.
Центральная часть колеса называется диском, объединяющим ступицы с ободом. Для улучшения компоновочной структуры и повышения поперечной жесткости диски часто имеют выгнутую наружу форму. Также каждый диск имеет специальные отверстия для крепежа на ступице и центральное отверстие для установки на ступице. Для уменьшения веса диска, вентиляции тормозного механизма и уникальности дизайна диск оборудован различными отверстиями и окнами. На литых и кованых колёсах эти отверстия еще более увеличены за счет их «спицованной» формы, а сами спицы могут выполнять роль лопастей направляющих потоки воздуха к тормозному механизму.